Вопрос-ответ

Вопрос №1 от 26.01.2024: требования к организации, выполняющей ПНР ИТП.

Вопрос №2 от 06.02.2024: участие застройщика (технического заказчика) в процессе входного контроля материалов.

Вопрос №3 от 16.02.2024: оформление актов входного контроля вместо журнала входного контроля.

Вопрос №4 от 05.02.2024: о предъявлении блочно-модульной котельной в Ростехнадзор.

Вопрос №5 от 08.02.2024: о приварке опор типа КП к телу трубы.









Вопрос №1 от 26.01.2024: требования к организации, выполняющей ПНР ИТП.

   Обязана ли организация выполняющая ПНР после строительно-монтажных работ по устройству теплового пункта (ИТП) являться эксплуатирующей организацией, иметь в штате персонал необходимый для эксплуатации, и назначить приказом ответственных за эксплуатацию теплового пункта на время проведения ПНР? Какие документы требуются для эксплуатации тепловых пунктов (ИТП?)

Ответ:
     Организация, выполняющая ПНР ИТП после выполнения строительно-монтажных работ по устройству теплового пункта (ИТП) не обязана являться эксплуатирующей организацией. Перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения, теплопотребляющей установки, установлен п. 17, 18 «Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 января 2021 года N 85.

    Выполнение пусконаладочных испытаний отдельных систем проводятся подрядчиком (генподрядчиком). Комплексное опробование (проверка работы оборудования под нагрузкой) проводится заказчиком. Перед пробным пуском проводится ряд мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию тепловых установок (п. 2.4.5 – 2.4.9 « Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N 115).
До завершения пусконаладочных работ (и ряда других мероприятий) объект считается не переданным в эксплуатацию. В рамках подготовки процесса передачи объекта в эксплуатацию застройщик (технический заказчик) обязан предоставить ряд документов и выполнить ряд базовых функций застройщика (технического заказчика), в числе которых - организация наладки и опробования оборудования, пробного производства продукции и других мероприятий по подготовке объекта к эксплуатации (п. 4.1 и 4.4 СП 68.13330.2017).
В числе необходимых для передачи объекта в эксплуатацию документами, предоставляемыми застройщиком (техническим заказчиком) является Акт приемки объекта капитального строительства (п.4.4 СП 68.13330.2017) на основании приемки от лица, осуществляющего строительство (п.4.5 СП 68.13330.2017). В числе документов, подтверждающих выполнение полного комплекса работ лицом, осуществляющим строительство предоставляются застройщику (техническому заказчику) акты испытаний и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения и т.д. (п.4.10 СП 68.13330.2017).
После принятия застройщиком (техническим заказчиком) от лица, осуществляющего строительства объекта капитального строительства, организовываются процесс получения от органов государственного строительного надзора заключения о соответствии построенного (реконструируемого) объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (п. 4.14 - 4.25 СП 68.13330.2017 и ст. 54 Градостроительного кодекса) и процесс ввода объекта в эксплуатацию (п. 4.26 - 4.38 СП 68.13330.2017 и ст. 55 Градостроительного кодекса).

     Исходя из вышеизложенного, оснований для того, что бы эксплуатирующая организация являлась организацией, выполняющей ПНР нет. Ответственность за строящийся объект до ввода его в эксплуатацию (в т.ч. за ПНР) лежит на застройщике (техническом заказчике).
В целях выполнения п. 4.4 СП 68.13330.2017, п. 2.4.7 « Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N 115 и учитывая п. 122 – 128 главы 7 «Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденной приказом Минстроя РФ №421/пр от 04.08.2020, застройщик (технический заказчик) привлекает и оплачивает труд эксплуатационного персонала, привлекаемого для участия в пуске и комплексном опробовании оборудования.


Вопрос №2 от 06.02.2024: участие застройщика (технического заказчика) в процессе входного контроля материалов.

    Добрый день, на строительной площадке возник вопрос в проведении и документального оформления входного контроля материалов применяемых в строительстве. Обязан ли специалист строительного контроля заказчика участвовать на основании нормативно правовых актов РФ в процедуре входного контроля и в каком порядке должны подписываться документы подтверждающие проведение входного контроля для участников строительства. Какую роль в данном контрольном мероприятии должен занимать специалист по организации строительства? Отличаются ли требования в нормативных документах ПАО "Газпром" например СТО Газпром 2-2.2.-860-2021 от государственных по проведению контрольного мероприятия по входному контролю материалов применяемых в строительстве для участников строительства.

Ответ:
     Специалист строительного контроля (далее – СК) заказчика, на основании нормативных правовых актов РФ, в процедуре входного контроля всего материалов участвовать не обязан. Ответственность за проведение входного контроля и обязанность его осуществления, согласно действующим государственным НПА лежит на лице, осуществляющим строительство (далее – ЛОС). СК заказчика обязан проверить полноту и соблюдение сроков выполнения ЛОС входного контроля, а так же провести верификацию входного контроля, согласно СП 48.13330.2019.
Специалист по организации строительства с 5-м и 6-м уровнем квалификации обязан и проводить входной контроль и оформлять его результаты (в соответствии с требованиями государственных НПА – вносить сведения в журнал входного контроля и проставлять в нем подпись). Организовывать проведение входного контроля и контролировать документирование результатов обязан специалист по организации строительства с 7-м уровнем квалификации.
Требования ПАО Газпром по проведению ВК отличаются в части обязательства по организации комиссионного проведения входного контроля и обязательным подтверждением результатов входного контроля путем постановки подписи и личного штампа СК заказчика

Пояснения:
Участие строительного контроля заказчика при входном контроле материалов:
Подпунктом а, пункта 5 и подпунктом а пункта 6 Положения Постановления Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" определено:
- проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее – входной контроль) относится к зоне ответственности СК ЛОС.
При условии заключения договоров строительного подряда, лицом, осуществляющим строительство является юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда (ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ), т.е. – генеральный подрядчик;
- к зоне ответственности застройщика (технического заказчика) (далее - Заказчик), представителя лица осуществляющего подготовку проектной документации относится проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения ЛОС входного контроля и достоверности документирования его результатов.

    Согласно требованиям СП 48.13330.2019 Организация строительства СНиП 12-01-2004 (с Изменением N 1):
- п. 9.1.7 ЛОС выполняет входной контроль применяемых строительных материалов, изделий, конструкций, полуфабрикатов и оборудования в необходимом объеме согласно утвержденной проектной документации, документам по стандартизации, положениям договора с застройщиком (техническим заказчиком), включая ведение журнала входного контроля и иной исполнительной документации по результатам входного контроля (в соответствии с ГОСТ 24297 и иными документами по стандартизации);
- п. 9.1.9 Заказчик в составе СК выполняет верификацию входного контроля у лица, осуществляющего строительство, а именно: выборочную проверку применяемых строительных материалов, изделий, конструкций, полуфабрикатов и оборудования, в том числе проверку наличия у лица, осуществляющего строительство, документов изготовителя о качестве применяемых им материалов, изделий, полуфабрикатов, конструкций и оборудования, а также документированных результатов лабораторного контроля;
- пунктами 9.1.16 – 9.1.20 определена возможность инициирования Заказчиком лабораторных исследований материалов, строительных конструкций с комиссионным оформлением акта отбора проб (образцов), учитывающее привлечение Заказчика и строительной лаборатории;
- пунктами 9.1.46 – 9.1.47 определено, что лабораторный контроль выполняется ЛОС собственной или сторонней лабораторий (п. 5.10 так же говорит об ответственности ЛОС для привлечения строительной лаборатории), а на объектах повышенного уровня ответственности, особо опасных и промышленной безопасности может выполняться только аккредитованными строительными лабораториями, сведения о которых внесены в единую национальную систему аккредитации.
     Исходя из вышеизложенного, специалист СК заказчика не обязан участвовать в проведении входного контроля всего материала и документировании результатов входного контроля. Ведение журнала входного контроля, в т.ч простановка подписи - ответственность представителя СК ЛОС. Согласно требованиям государственных НПА, СК заказчика должен выполнять верификацию полноты и сроков проведения входного контроля ЛОС, в т.ч. с проверкой документирования результатов входного контроля и, при необходимости, с подписанием актов отбора проб (образцов).

     Ответственность специалиста по организации строительства:
Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 апреля 2022 г. N231н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организации строительства", специалист по организации строительства может занимать следующие должности:
- мастер (бригадир) в строительстве, мастер строительных и монтажных работ, мастер участка,
- производитель работ, начальник участка,
- руководитель подразделения, заместитель директора, начальник отдела капитального строительства, главный инженер отдела капитального строительства.

5-й уровень квалификации (мастер (бригадир) в строительстве, мастер строительных и монтажных работ, мастер участка) обязан проводить контроль соответствия поставленных для производства вида строительных работ строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям нормативных технических документов, проектной и рабочей документации.
6-й уровень квалификации (производитель работ, начальник участка) обязан организовывать входной контроль строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, используемых при производстве этапа строительных работ.
7-й уровень квалификации (руководитель подразделения, заместитель директора, начальник отдела капитального строительства, главный инженер отдела капитального строительства) обязан организовывать и контролировать проведение входного контроля строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, используемых при строительстве объекта капитального строительства.
5-й и 6-й уровни должны уметь проводить входной контроль и оформлять исполнительную документацию, которая в соответствии с приказом Минстроя РФ №344/пр от 16.05.2023 «Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капительного строительства», включает в себя, в т.ч. документы, подтверждающие проведение контроля качества и входного контроля применяемых строительных материалов, изделий и конструкций.
7-й уровень квалификации должен уметь проводить входной контроль и проверять комплектность исполнительной документации.
Наименования должностей в строительных организациях с возложенными на них ответственностями могут отличаться от указанного профессионального стандарта. Роль специалиста по организации строительства в контрольном мероприятии по проведению входного контроля, зависит от присвоенного уровня квалификации и распорядительного документа организации.
Другими словами, исходя из вышеизложенного, специалист строительного контроля ЛОС с 5-м и 6-м уровнем квалификации обязан и проводить входной контроль и оформлять его результаты. В соответствии с требованиями государственных НПА – вносить сведения в журнал входного контроля и проставлять в нем подпись.
Специалист 7-го квалификации обязан организовывать проведение входного контроля и контролировать документирование результатов.
СТО Газпром 2-2.2-860-2021
Необходимость и порядок участия уполномоченных представителей строительного заказчика в составе комиссий по проведению входного контроля качества материалов, изделий и оборудования продиктованы п. 8.1.8 и 8.2.4, предусматривающие в т.ч. подтверждение результатов входного контроля путем постановки подписи и личного штампа СК заказчика.
Согласно тем же пунктам СТО Газпром 2-2.2-860-2021, участие СК заказчика во входном контроле должно быть организовано в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468, СП 48.13330.2019 (предусматривающих верификационный контроль входного контроля) и с СП 392.1325800.2018.
    Так же в соответствии с п. 7.1 СТО Газпром 2-2.2-860-2021:
- ДО и специализированные организации, осуществляющие СК заказчика на объекте ПАО «Газпром», должны разработать с учетом Р Газпром 1.1-2007 [13] и утвердить документ по стандартизации или ЛНА, устанавливающий порядок организации и проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства ДО, который должен учитывать требования настоящего стандарта, а также устанавливать:
- порядок взаимодействия с участниками строительства, реконструкции и капитального ремонта в соответствии с разделом 10;
- порядок контроля за работой и функционированием СКК (в том числе ЛКК);
- порядок участия в СК заказчика специалистов ЛПУ, НГДУ, ГПУ, ответственных за эксплуатацию и производственных отделов, в том числе отделов и служб ПБ ДО;
- специфику по видам контроля и этапам контроля видов работ;
- периодичность, методы и объемы контроля

     Исходя из вышеизложенного, согласно требованиям СТО Газпром 2-2.2-860-2021, с целью определения полноты вовлечения СК заказчика в процедуру входного контроля, необходимо руководствоваться, в т.ч. порядком организации и проведения СК, учитывающий взаимодействие участников и периодичность, методы и объемы контроля.
Так же, с целью снятия вопроса о том, в каком порядке должны подписываться документы подтверждающие проведение входного контроля, следует руководствоваться положениями вышеуказанного порядка организации и проведения СК.
Дополнительно:
Согласно п. 5.3.2 СП 392.1325800.2018, в состав исполнительной документации так же включается акт входного контроля по форме Приложения А к указанному СП, форма 2.1, учитывающей участие комиссии при входном контроле, в т.ч. представителей строительного контроля застройщика (технического заказчика).
Так же согласно п. 5.7 Формы ИД могут быть дополнены или заменены застройщиком (техническим заказчиком) с сохранением основных требований, подтверждающих качество выполненных работ.

Вопрос №3 от 16.02.2024: оформление актов входного контроля вместо журнала входного контроля.

   Здравствуйте! Допускается ли согласно действующей НТД вместо ведения журнала входного контроля оформление отдельных актов входного контроля к каждым отдельным видам / этапам работ? Какие есть действующие регламенты по этому вопросу?

Ответ:
    Оформление отдельных актов входного контроля к каждым отдельным видам / этапам работ вместо ведения журнала входного контроля, согласно действующим нормативно-техническим документам не допускается.
Действующие на сегодняшний день государственные документы, регламентирующие этот вопрос:
- Постановление правительства РФ от 21 июня 2010 года N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»;
- СП 48.13330.2019 с изменением №1 «Организация строительства».

Пояснения:
    Оформление актов входного контроля материалов подразумевает участие комиссии в осуществлении процесса входного контроля (состав комиссии соответствует лицам, подписывающим акт).
Требованиями действующих государственных нормативных правовых актов и нормативно-технической документацией ответственность за проведение входного контроля материалов возложена на лицо, осуществляющее строительство (п. 5,а Постановления Правительства РФ № 468 от 21.06.2010) с последующим внесением записей в журнал входного контроля (п. 9.1.7 СП 48.13330.2019 с изменением №1), не учитывающую комиссионную ответственность за вовлечение материалов в производство работ.
Застройщик (технический заказчик) выполняет проверку полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов (п. 6,а Постановления Правительства РФ № 468 от 21.06.2010), а так же только выборочный контроль входного контроля применяемых строительных материалов, изделий, конструкций (п. 9.1.9 СП 48.13330.2019 с изменением №1).
Необходимость обеспечения комиссионной приемки с последующим оформлением актов входного контроля может устанавливаться дополнительно стандартами организаций, отражающими требования применительно к строительству объектов определенного застройщика.


Вопрос №4 от 05.02.2024: о предъявлении блочно-модульной котельной в Ростехнадзор.

    Добрый день! Вопрос: - ведётся новое строительство объекта с автоматизированной блочно-модульной котельной. Объект имеет следующие характеристики, тепловая мощность 3,15МВт, электрическая 47кВт, 2-ая категория электроснабжения, давление газа на входе низкое 0,005МПа, температура в сети до 95гр.С., давление воды 0,2-4,5кгс/см2. Согласно 85 постановления объект, якобы, попадает под приемку в Ростехнадзоре. Но рассматривая объект дальше, мы понимаем, что объект попадает под приемку только газового инспектора, так как объект является опасном производственным, давление газа на вводе 0,005МПа=5кПа. Тепловая сеть собственная, котельная собственная и не попадает под 116приказ- объект по показателям не является опасным производственным. Следовательно по тепловым энергоустановкам и по электроустановкам (до 150кВт) не предъявляется, а мы просто уведомляем РТН о том, что объект есть и построен. Прошу Вас разъяснить, зная наши характеристики, о необходимости сдачи объекта в РТН. Большое спасибо!

Ответ:
    Опасными производственными объектами в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону № 116 ФЗ.
Блочно-модульная котельная (далее – БМК), работающая на представленных параметрах, не подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Согласно «Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденными приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115, (далее - Правила), допуск в эксплуатацию БМК осуществляется органами государственного энергетического надзора (согласно положению, утвержденному постановлением правительства РФ от 30 июля 2004 года N 401, органом федерального государственного энергетического надзора является РТН).

Пояснения:
    Согласно п. 3.2 СП 89.13330.2016: блочно-модульная котельная - котельная полной заводской готовности, состоящая из котельной установки блочного исполнения, размещаемая в зданиях модульного типа.
Согласно Правилам: котельная - комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
Правилами устанавливаются требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а именно: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4.0 Мпа и с температурой воды не более 200 градусов Цельсия на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов.
Область распространения Правил не предусматривает апеллирование положениями Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ.
Согласно представленным характеристикам, организация допуска в эксплуатацию указанной БМК должна соответствовать требованиям Правил.
Согласно п. 2.4.1,2.4.2 Правил: на все новые и реконструированные тепловые энергоустановки необходимо получать разрешение на допуск в эксплуатацию от органов государственного энергетического надзора.

    Процесс выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию (порядок взаимодействия и требуемые документы) регламентируется «Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 января 2021 года N 85 (далее – Постановление).
Область распространения Постановления, так же не предусматривает апеллирование положениями Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ .
Согласно представленным характеристикам, организация и осуществление процесса выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию указанной БМК должна соответствовать требованиям Постановления.


Вопрос №5 от 08.02.2024: о приварке опор типа КП к телу трубы.

Прошу дать разъяснение по следующему вопросу: необходимо ли приварить опоры типа КП к телу трубы сплошным швом?


Ответ:
    Необходимость приварки опор типа КП к телу трубы регламентируется требованиями проектной или организационно-технологической документацией.

Пояснения:
Согласно п. 3.1 Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – Постановление), в состав проектной документации для строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения в обязательном порядке включаются: раздел 4 "Конструктивные решения" и раздел 6 "Технологические решения". Согласно п. 5 указанного Постановления должны быть учтены требования к процессам строительства, монтажа зданий и сооружений.
Так же, следует руководствоваться документом, регламентирующий указания по монтажу подвижных и неподвижных опор стальных технологических трубопроводов на до 10 Мпа: ОСТ 36-146-88 «Опоры стальные технологических трубопроводов на Ру до 10 Мпа. Технические условия» (далее – ОСТ). Согласно чертежу 3, указанного ОСТ определена необходимость приварки опоры к телу трубы (узел IV), без дополнительных уточнений – сплошной шов или прихватки.
Нарушений не будет в случае выполнения сварки как сплошным швом, так и прихватками.
При условии, если требования указанного ОСТ не распространяются на возводимые конструкции, а так же с целью уточнения способа приварки опор к телу трубы, необходимо руководствоваться технологической картой, учитывающей описание процесса монтажа опор и разрабатываемой в соответствии с МДС 12-29.2006 «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты». Согласно п. 5.3 ПБ-03-273-99 "Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства", утвержденными Постановлением Федерального горного промышленного надзора от 30 октября 1998 года N 63, указанную технологическую карту необходимо разработать специалистом сварочного производства III уровня.
Т.к. технологические карты входят в состав проекта производства работ (п. 6.14, 6.16 СП 48.13330.2019 «Организация строительства СНиП 12-01-2004 (с Изменением N 1)»), то согласно п. 6.9 указанного 48.13330.2019, указанную технологическую карту необходимо согласовать со всеми заинтересованными участниками строительства.

Менеджер
Ведущий специалист
Консультация специалиста
Менеджер
Ведущий специалист
Оставить заявку
Менеджер
Ведущий специалист
Оставить заявку